Даты жизни: 23.12.1915–18.02.2000

Подполковник. Ленинградский, 3-й Прибалтийский фронты. Учебный мастер кафедры «Тракторы и автомобили».

Срочную службу я проходил в 1937–1939 годах на Дальнем Востоке. Довелось принять участие в боях на озере Хасан в 1938 гиду. Был я помощником командира транспортного взвода сапёрного батальона. После демобилизации работал на станции технического обслуживания мастером и начальником ОТК. 1 апреля 1941 года меля направили на трёхмесячные военные сборы. Когда началась война, меня назначили командиром парковый роты, звание у меня было воентехник 2-го ранга. Наша рота входила в 29-й автотранспортный полк. В роте был взвод горюче-смазочных материалов, хозяйственный взвод и отделение связи. Наш полк направлял колонны автомашин на разные участки фронта. Помню, как меня назначили начальником колонны из 30 машин, в которых были боеприпасы для стрелкового корпуса, который вёл бои в районе Кингисеппа. Сопровождали нас две бронемашины, два офицера с пулемётами. Под Кипенью увидели следы бомбёжки, разрушения, в районе совхоза «Смена» встретили генерала, командира корпуса. Кругам гремели разрывы снарядов и мин. Шёл бой. «Вы откуда взялись? – спросил генерал, – ведь вокруг немцы». – «Да вот прорвались», – ответил я быстро. Под огнём разгрузил боеприпасы, зарядили орудия и миномёты, заработали пулемёты. Наши войска вошли в атаку. А мы быстро развернулись и направились на базу в Ленинград.

ЗИС, ВОВ, СПбГАУ, воспоминания о войне

Грузовые автомобили ЗИС-5 времён ВОВ

И таких эпизодов было много. Особенно запомнилась переправа на левый берег Невы осенью 1941 года, на легендарный «Невский пятачок», мы переправляли на баржах машины с военной техникой и боеприпасами. На первой барже было 5 автомашин, на второй – 4. После нескольких рейсов вторую баржу немцы потопили. Бомбёжка была страшная. Гибли люди, многие была ранены. Машины, орудия, боеприпасы шли на дно. На моих глазах тонули катера с людьми.

Не забыть гибель молодого отважного лейтенанта, который чётко организовывал переправу на левый берег Невы. Три дня я пробыл на «пятачке». Там был кромешный ад. Бомбёжки, обстрелы из орудий и миномётов, пулемётный и автоматный огонь, пули снайперов. Ничего подобного ни до, ни после на войне я не видел. Из 30 автомашин нашей колонны осталось всего 3. Большинство водителей погибло. На наших глазах немецкие самолёты разбомбили восьмую ГЭС. На переправу из Ленинграда доставили прогулочные речные трамвайчики. На них на «пятачок», перевезли пополнение, а назад отправляли раненых. Наше горючее подходило к концу: много было использовано в боях, часть уничтожена бомбёжками и обстрелами. После пополнения автопарка до 30 машин мы получили задание направиться в порт Осиновец, заправиться там горючим, которое имелось у прибывшей с острова Валаам морской бригады, и перебросить бригаду в район Московской дубровки.

порт, Ленинград, ВОВ, День Победы

Порт Осиновец

Сюда же были переброшены морские орудия с кораблей. Из Ленинграда, из ЦПКО, с прудов были доставлены лодки. Под ураганным огнём многие моряки погибали, но всё же прорывались на «пятачок», и вели там ожесточённый бой. В декабре 1941 года был сформирован третий отдельный автотранспортный батальон в составе 300 автомашин для подвоза горючего с «Большой земли», в Ленинград. В автоколонну были собраны в Ленинграде поливочные, молочные и ассенизаторские машины. Я был назначен помощником командира батальона по технической части. Через «Дорогу жизни», мы совершили первый рейс в район Тихвина, только что освобождённого от фашистов. Здесь, на железной дороге, прямо с цистерн загрузили машины и двинулись на Ленинград. В пути нас бомбили, обстреливали из орудий. Но горючее мы своевременно доставили на фронтовой склад. Такие рейсы мы совершали вплоть до апреля 1942 года, тогда лёд на Ладоге начал трещать. За это время многие водители погибли, одни ушли под лёд, другие сгорели, было много раненых, контуженных, обмороженных. Я со своей рем-летучкой действовал оперативно быстро, помогав на месте аварий устранить неполадки, на ходу делать ремонт. Вспоминается песенка фронтового шофёра: «Эх, путь-дорожка, фронтовая…».

Приходилось учитывать и ситуацию. Если машина более получаса не получала необходимой помощи, она могла быть забранной в другую часть. Таков был приказ командования, заставлявший делать быстрый ремонт. Летом 1942 года по дну Ладоги был проложен бензопровод. Теперь я был назначен помпотехом 848-го отдельного автотранспортного батальона, в составе которого было 600 машин. Мы подвозили из района станции Вайбоколово в район порта Кабона боеприпасы, технику, продовольствие. А в обратный рейс забирали эвакуируемых из Ленинграда жителей, грузы. Многие из эвакуируемых были дистрофиками, опухшими от голода. В пути часто хоронили умерших. Зрелище тяжёлое. Зимой 1942–1943 годов, во вторую блокадную зиму, снова совершали рейсы по «Дороге жизни». Перевозили грузы, эвакуируемых раненых.

дорога жизни, война, День Победы, СПбГАУ

Дорога жизни

По сравнению с первой зимой было немного легче, особенно, после прорыва блокады. 4 мая в связи с переаттестаций мне было присвоено звание техник-лейтенант. В октябре 1943 года я получил назначение на должность помощника начальника автоотдела по ремонту (55-я армия). Рубеж обороны армии простирался от окраины Пушкина, через Колпино, вдоль Невы до боевых позиций 67-й армии.

Приходилось часто бывать на передаем крае, ремонтировать машины, подвозить боеприпасы под огнём противника. Особенно напряжёнными были дни накануне январского 1944 года наступления по полному снятию блокады. Автомобилисты проделали огромную работу по переброске войск, техники, боеприпасов, эвакуации раненых. 55-я армия была объединена с 67-й. В наступательных боях наш 2-й армейский транспортный батальон участвовал в освобождении укреплённого пункта немцев узловой станции Мга. В дальнейшем вели бои в районе Сиверской, Гатчины. Перед боями за Лугу нам пришлось готовить оборудование для переправы через Лугу. Мы изготовили скобы для моста. В ход пошли топоры, ломы, пилы. Переправу ввели в строй от Толмачёва до посёлка Тосики. Условия были крайне тяжёлыми: обстрелы, бомбёжки. Брёвна для моста раздобыли, разобрав здание немецкого ресторана. Работали по пояс в ледяной воде. После прохода четырёх машин мост ломался, приходилось делать ремонт под огнём. Лугу брали штурмом. Нас удивило, что в районе артиллерийского полигона сохранились армейские казармы, существовавшие с екатерининских времён. Хотели там разместить нашу ремонтную базу, но потом подыскали другое место. Вскоре там прогремел взрыв. Казармы были заминированы. Вообще в Луге много зданий и объектов было заминировано. Часто гремели взрывы. После освобождения Ленинградской области мы участвовали в освобождении Прибалтики, Риги, громили Курляндскую группировку. День Победы встретил в районе Тукумса в Курляндии. Память об этих боях навсегда сохранится в моей памяти.

Последняя моя должность – старший помощник начальника автоотдела 67-й армии, звание – инженер-подполковник

Боевые награды: два ордена Отечественной войны, два ордена Красной Звезды, медали за оборону Ленинграда, за победу над Германией и юбилейные медали.

Из книги «По зову Родины».