Николай Степанович Ждановский родился 31 декабря 1906 г. в городе Вычуга Ивановской области. В 1924 г. его приняли в комсомол. В 1925 г. он окончил школу 2-й ступени и поступил в Ленинградский политехнический институт им. Калинина на факультет индустрии сельского хозяйства. По окончании института в 1930 г. был зачислен аспирантом по кафедре автотракторных двигателей Ленинградского института механизации сельского хозяйства.

В 1931 г. начал работать ассистентом на кафедре автотракторных двигателей этого института. В 1932 г. вступил в члены ВКП(б). Первый научный труд Н.С. Ждановокого  «Термодинамические исследования керосинового двигателя» был опубликован в 1933 г.

В 1934 г. Николай Степанович руководил бригадой по испытанию американских дизельных тракторов на Международном дизельном конкурсе, проводимом в СССР. 27 ноября 1935 г. он был избран по конкурсу доцентом кафедры автотракторных двигателей Ленинградского института механизации сельского хозяйства. С 1937 г. по 1938 гг. (в период массового освоения дизельных тракторов) Николай Степанович находился в длительной командировке на Челябинском тракторном заводе.

27 июня 1940 г. Н.С. Ждановский защищает кандидатскую диссертацию на тему «О способах экспериментального определения механических потерь автотракторных двигателей». С 1940 по 1941 гг. руководил исследованиями по испытанию тракторного дизеля при работе на сланцевых топливах. Первая монография «Механические потери автотракторных двигателей и способы их экспериментального определения» была опубликована в 1941 году.

По линии партийной мобилизации в сентябре 1941 г. Н.С. Ждановский был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Первое боевое крещение получил будучи заместителем командира по политической части самоходного артиллерийского полка Приморской оперативной группы Ленинградского фронта на Ораниенбаумском плацдарме.

9 апреля 1943 г. за участие в боях по прорыву блокады Ленинграда Николай Степанович был награждён орденом Красной Звезды.

За участие в освобождении Белоруссии в составе 31 армии 3-го Белорусского фронта 7 августа 1944 г. Н.С. Ждановский награждён орденом Боевого Красного Знамени.

5 апреля 1945 года майор Ждановский был награждён орденом Отечественной войны I степени. При демобилизации в марте 1946 года Николаю Степановичу были вручены медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией».

профессор СПбГАУ, теплотехника, двигатель, учёный СПбГАУ, боевые награды

Николай Степанович с военными наградами

С 1946 года он восстановлен в должности доцента по кафедре теплотехники Ленинградского института механизации. 17 сентября 1948 года Н.С. Ждановский утверждён заместителем директора по учебной и научной работе ЛИМСХ. С 6 января 1950 года – исполняющий обязанности заведующего кафедрой теплотехники Ленинградского института механизации и электрификации сельского хозяйства. 29 ноября 1950 года министр высшего образования СССР объявляет Николаю Степановичу первую благодарность за успешную работу в подготовке научных кадров.

Этот период характеризуется формированием плановой целевой тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на кафедре, развитием её материально-технической базы и созданием научной школы путём плановой подготовки кандидатов и докторов технических наук. Большой заслугой Николая Степановича Ждановского как учёного и организатора научных исследований на кафедре является целенаправленная связь выполняемых научных разработок с запросами производства и их практическая реализация, а также активное участие в подготовке и аттестации научно-педагогических кадров.

6 октября 1951 года Н.С. Ждановскому вручают орден «Знак Почёта», а в 1952 году избирают членом Дзержинского РК КПСС г. Ленинграда.

13 июля 1954 года он прикомандирован в докторантуру Московского института механизации и электрификации сельского хозяйства им. Молотова для выполнения и защиты докторской диссертации. Работа над диссертацией велась с 1 сентября 1954 года по 1 сентября 1956 года (приказ № 378-к).

Начиная с 1950 года, проводились исследования по разработке методов и средств испытаний и обкатки двигателей в бестормозных режимах нагружения, реализуемых путём выключения из работы части цилиндров и перераспределения цилиндровых нагрузок.

За эти разработки в 1954 году Н.С. Ждановский награждён медалью Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В этом же году он избран по конкурсу и утверждён Министром высшего образования СССР на должность заведующего кафедрой теплотехники Ленинградского института механизации сельского хозяйства. В 1955 году впервые издана за рубежом (в Румынии) его книга «Сельские тепловые электростанции».

22 октября 1957 года состоялась защита докторской диссертации по теме «Научные основы бестормозных испытаний тракторных и автомобильных двигателей внутреннего сгорания» с представлением монографии объёмом 238 машинописных листов, а 17 мая 1958 года ВАК утвердила учёную степень доктора технических наук Ждановскому Николаю Степановичу.

Начиная с 1958 года, под его руководством ведутся исследования по улучшению топливно-экономических и экологических показателей автомобильных двигателей лёгкого топлива путём применения форкамерно-факельного зажигания и замены карбюрации впрыском лёгкого топлива во впускную систему. Выполненные обширные и всесторонние исследования показателей рабочего процесса, теплонапряжённости и износостойкости двигателей этого типа показали высокую эффективность при реализации разработанных технических средств.

В 1958 году вышел в свет первый учебник для сельскохозяйственных вузов: Капоруллин К.Н., Ждановский Н.С. «Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства».

22 июля 1959 года ВАК утверждает Н.С. Ждановского в звании профессора по кафедре теплотехники ЛИМС.

В 1963 году Николай Степанович был награждён медалью ВДНХ. В этом же году по ходатайству Николая Степановича Ждановского Министром Высшего образования СССР дано разрешение открыть на кафедре первую хоздоговорную тему НИР.

По плану этой темы были выполнены исследования по влиянию неустановившихся режимов работы автотракторных дизелей и карбюраторных автомобильных двигателей на показатели рабочих циклов, на индикаторные, эффективные и износные показатели их работы. При этом установлена связь показателей рабочих циклов с регулировочными параметрами дизелей и их изнашиванием.

В 1965 году Н.С. Ждановский избран депутатом Пушкинского райсовета депутатов трудящихся г. Ленинграда. К 60-летию со дня его рождения (1966 г.) Николай Степанович награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Для целенаправленной разработки темы НИОКР на кафедре в 1969 году была создана научно-исследовательская лаборатория по диагностике, повышению эффективности, топливной экономичности и надёжности двигателей, а также научно-производственная лаборатория по управлению эффективностью и надёжностью энергонасыщенных тракторов на базе Тосненского РО «Сельхозтехника».

Важным этапом научной деятельности Н.С. Ждановского явилась разработка методов средств диагностирования двигателей. Он явился инициатором разработки этого научного направления. Активное участие в развитии диагностического направления принял доктор технических наук, профессор В.А. Аллилуев, который в дальнейшем возглавил кафедру «Эксплуатация машинно-тракторного парка». Разработанные технические средства и технологии диагностирования нашли широкое применение в сельскохозяйственных предприятиях Ленинградской и других областей страны. При этом были созданы и серийно выпускались как комплекты простейших средств диагностирования, так и более сложные разработки, например, электронный диагностический прибор ЭМДП-2 и другие. На базе совхоза «Детскосельский» проводились семинары инженеров, занимающихся техническим обслуживанием тракторов, а также конкурсы мастеров-диагностов.

19 января 1968 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.С. Ждановскому присвоено почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники СССР».

Член КПСС, председатель Совета ветеранов Ленинградского сельскохозяйственного института Николай Степанович в 1970 году награждён медалью «100 лет со дня рождения В.И. Ленина».

20 декабря 1977 года Министерство высшего и среднего специального образования СССР выносит Н.С. Ждановскому благодарность за значительный вклад в развитие науки и подготовку научных кадров и награждает медалью «60 лет Великой Октябрьской Социалистической Революции».

С 1 сентября 1978 года по 5 ноября 1981 года Н.С. Ждановский – профессор-консультант кафедры «Двигатели внутреннего сгорания и теплотехника» Ленинградского СХИ. В этот период продуктивно велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки методов ускоренных испытаний автотракторных двигателей на нагарообразование в цилиндрах и распылителях форсунок, а также методов удаления нагароотложении без разборки двигателей путём их работы на водо-топливной эмульсии. При этом выполнен ряд исследований по влиянию эксплуатационных и конструктивных факторов на нагарообразование в дизелях.

профессор СПбГАУ, теплотехника, коллектив кафедры, учёный СПбГАУ

Коллектив кафедры «Двигатели и теплотехника» (1974 год)

Результатом этих исследований явилась разработка и серийное производство стенда КИ-15705 для приготовления водо-топливной эмульсии, который на международной выставке в Болгарии был награждён гран-при.

К значительным перспективным разработкам научной школы Николая Степановича Ждановского относятся исследования показателей работы газотурбинных двигателей в составе машинно-тракторных агрегатов и создание опытных образцов газотурбинного трактора К-700, в которых активное участие приняли доктор технических наук, профессор В.С. Шкрабак и доктор технических наук, профессор А.В. Соминич.

Научно-практические разработки Н.С. Ждановского были отмечены 7-ю медалями ВДНХ, в том числе 2-мя золотыми. За разработку электронных средств диагностирования он был награждён большой серебряной медалью ВДНХ.

Николай Степанович руководил кафедрой «Двигатели и теплотехника» в период с 1950 по 1978 гг. Возглавляемая им научная школа характеризуется высокой творческой и педагогической активностью. Развиваемая этой школой концепция посвящена научному обоснованию и разработке новых технических и технологических решений по улучшению эксплуатационных показателей двигателей внутреннего сгорания, а также энергосбережению и разработке новых экспериментальных автотракторных установок.

Профессором  подготовлено 52 кандидата технических  наук  и  7 докторов технических наук. Наиболее известными представителями научной школы Н.С. Ждановского являются авторитетные учёные нашего университета: А.В. Николаенко, В.В. Бурков, В.С. Шкрабак, В.А. Аллилуев, А.В. Соминич, В.Я Сковородин, А.А. Зуев, В.Н. Карпов, А.П. Картошкин и многие другие.

Ученики профессора Н.С. Ждановского возглавляли и возглавляют кафедры нашего университета, среди них – деканы факультетов, проректоры и ректоры, они делали и делают всё для развития Альма-матер и всегда помнили и помнят своего Учителя.

 

Картошкин Александр Петрович

Беляков Валерий Васильевич

Фомичёв Александр Иванович

кафедра автомобили, тракторы и технический сервис

akartoshkin@yandex.ru