Санкт-Петербургский государственный аграрный университет расположен в одном из замечательных по своей красоте пригороде Санкт-Петербурга, носящем имя великого русского поэта А.С. Пушкина. Юные годы поэта прошли в знаменитом Царскосельском Лицее, рассказ о котором предлагаем нашим читателям.

Прообразом Царскосельского Лицея, открытого в 1811 году по указу императора Александра I, был Ли­цей греческий. Лицеем, или Ликеем, называлась одна из трёх афинских гимназий, основан­ных в 335 году до н. э. Аристотелем. Она была расположена неподалеку от храма Аполлона Ликейского в северо-восточном пригороде Афин – Ликее, красивом живописном месте.

Подобно своему образцу, пушкинский Ли­цей разместился в пригороде Санкт-Петербурга – Царском Селе, зелёном и нарядном, среди нескольких парков. «Прекрасны дубравы» позднее станут для Пушкина и его друзей неотъемлемой час­тью их шестилетней жизни в Лицее. Здание Лицея, где прошли его юношеские годы, ста­ринные городские улицы, аллеи, скульпту­ры и парковые сооружения – всё это было воспето им во вдохновенных поэтических строках.

Создание Лицея было неразрывно связано с широкими планами государственного преобразования России в начале царствования Александра I. Мо­лодой монарх, воспитанный в европейском духе, поощрял любые формы общественной деятельности, результатом которой стали многочисленные проекты и постановления. Наряду с существовавшими гимназиями и университетами появляется проект откры­тия ещё одного, но закрытого заведения – Лицея. В нём учащие­ся получали бы образование, приравненное к университетскому. Это должна была быть школа нового типа, «соединяющая в себе несравненно более видов, чем все наши уни­верситеты», – писал государственный секре­тарь М.М. Сперанский. Ему и принадлежала идея создания этого учебного заведения. Образовательные учреждения с названием Лицей существовали к тому времени во Франции, где по указу императора Наполео­на происходило обучение и воспитание бу­дущих чиновников. Французские лицеисты получали классическое образование, хотя строгая дисциплина и форма, похожая на военную, приближала французские лицеи к военным училищам.

По замыслу М.М. Сперанского, в русском Лицее должны были получить образование молодые люди дворянского происхождения в возрасте 10–12 лет. Возраст воспитанников определялся возрастом великих князей – Ни­колая и Михаила, которые, по мысли импе­ратора Александра, должны были получить образование в новом учебном заведении. Лицейское образование, по Сперанскому, должно было дать России управленцев нового типа. Эти люди должны были нести те преобразования, которые реализовали бы реформаторские замыслы молодого царя, которые впоследствии были названы «правительственным либерализмом».

Статс-секретарь Александра I граф М.М. Сперанский (1772–1839), философ и крупный отечественный реформатор вошёл в отечественную историю главным образом благодаря своим проектам реформ российской государственности, ставившим своей целью коренное преобразование общества, трансформацию феодального абсолютизма в «истинную» монархию, построенную на началах «закона и порядка». Разработанную им  в период 1803–1809 гг. концепцию «истинной» монархии советский исследователь этого периода истории А.В. Предтеченский  назвал первым всеобъемлющим планом реформы политической жизни России, проектом правового государства с принципом разделения властей, элементами демократии. Он писал, что проект Сперанского представляет собой «наиболее разработанный конституционный проект из всех тех, которые появились на рубеже XVIII–XIX вв».

Реформатор считал возможным осуществление синтеза абсолютизма и гражданского общества, единовластия и законодательного регулирования социальных отношений, совмещение сословно-иерархического строя и свободной личности. Философия Сперанского сочетала характерные особенности национально-культурного менталитета эпохи феодализма и специфические черты политической культуры периода буржуазной модернизации.  С его точки зрения, «российская конституция одолжена будет бытием своим не воспалению страстей и крайностей обстоятельств, но благодетельному вдохновению верховной власти, которая, устроив политическое бытие своего народа, может и имеет все способы дать ему самые правильные формы». Важнейшая проблема развития личности и общественного самоуправления решалась Сперанским как проблема активизации личной самодеятельности под началом верховной власти, а создание гражданского общества  мыслилось как следствие просвещения народа. Правовым виделось  им государство, построенное на основе уважения всех членов общества к закону и  главному субъекту  власти – самодержцу. Проект реформы государственной системы России, представленный в «Записке об устройстве судебных правительственных учреждений в России» 1803 г. и во «Введении к уложению государственных законов» 1809 г., воплощал принцип разделения властей при сохранении коренных устоев империи.

Реформы Сперанского означали для самодержавия некоторое ограничение его власти, поскольку создавали относительную самостоятельность всех её ветвей власти, делали верховную власть подотчётной сословиям. Преимуществами новой системы управления являлись профессионализм, единоначалие и ответственность исполнителей   перед законом. Оценивая программу реформ Сперанского, следует   отметить их несомненную актуальность для тогдашней России.  Они позволяли бы сделать шаг вперёд по пути создания правового общества, что, в свою очередь, способствовало бы гуманизации и демократизации общественных отношений. Вместе с тем, из задуманного Сперанским многое не удалось осуществить. Самодержавие и дворянская знать так и не смогли пойти на ограничения своей власти.

Если по отношению к реформам государственной власти не всё задуманное Сперанским осуществилось, то его проект лицейского образования получил своё блестящее воплощение. Императорский Лицей ставил своей целью «образование юношества особенно пред­назначенного к важнейшим частям службы государственной». Во всех «правах и преиму­ществах своих Лицей совершенно равнялся с российскими университетами»; «импера­тор оказывал новому учебному заведению особенное покровительство». За шесть лет, определённых для учёбы, нужно было овла­деть «предметами учения, важным частям государственной службы приличными и для благовоспитанного юноши необходимо нужными».

Выпускники должны были стать высокообразованными людьми, прошедшими прекрасную подготовку для служения Отечеству.

Царскосельский лицей, Пушкин, юбилей, музей, история

Выступления лицеистов

Близкую к этой мысль возвышенно и пламенно излагал один из преподавателей Лицея профессор А.П. Куницын в своем «Наставлении воспитанникам», прочитанном 19 октября 1811 г. на торжественном открытии лицея: «Вы ли устремитесь быть последними в вашем роде? Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями! Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию откровенность, которая предполагает беспорочную совесть, сию кротость, которая изображает спокойствие души, не обуреваемой сильными страстями, сию скромность, которая служит прозрачною завесою отличным талантам»

В Лицей принимали не только по предъяв­лению свидетельства о дворянском проис­хождении, но и по предварительному испыта­нию –  вступительным экзаменам. Программа первых трёх лет обучения охватывала гимнази­ческий курс, в котором, помимо общеобразова­тельных дисциплин, большое внимание уделя­лось «изящным искусствам». Предметы старшего курса – трёх последних лет обучения – не были детально оговорены, предписаны только основ­ные разделы. Эти дисциплины охватывали уни­верситетские курсы без конкретного деления на факультеты: здесь были объединены факультеты нравственно-политический, физико-математи­ческий и словесности.

В начальный период обучения большое внима­ние уделялось изучению словесности русской, но особенно иностранной, а также наукам ис­торическим; на старших – естественно-науч­ным дисциплинам. По мнению автора проекта Сперанского, многообразие учебных дис­циплин позволяло подготовить воспитанника к дальнейшей службе, которую он мог избрать по своему вкусу, будь то военная или граждан­ская. По окончании Лицея выпускники, с уче­том успеваемости, поступали на гражданскую службу с чинами от XIV до IX классов, в воен­ную – на таком же положении, как и воспитан­ники Пажеского корпуса.

Царскосельский лицей, Пушкин, юбилей, музей, история, город Пушкин

Для нового учебного заведения был отведен 4-этажный флигель Екатерининского дворца, построенный в конце XVIII века архитекто­ром И. В. Нееловым. Первоначально флигель, соединенный с дворцом на уровне третьего этажа перекинутой через улицу галереей, пред­назначался для внуков Екатерины II. Когда же местопребыванием Лицея было выбрано Цар­ское Село, молодой талантливый архитектор В.П. Стасов получил задание подготовить зда­ние под нужды учебного заведения.

Программа обучения, изложенная в Уставе, с утверждением Александра I, успешно осуществлялась в течение первых шести лет существования Лицея. Своих первенцев он выпустил широко образованными людьми, прекрасно подготовленными к гражданской и военной службе. Директор Лицея В.Ф. Малиновский сам лично подбирал преподавательский состав. Он пригласил в Лицей передовых и талантливых профессоров из Петербургских и Московских институтов. Педагогам и наставникам полагалось относиться к воспитанникам корректно, как ко взрослым; их должно было называть только на «вы» с обязательным прибавлением к фамилии обращения «господин». Всё в деле педагогики и воспитания в Лицее было направлено на то, чтобы развивать индивидуальность каждого, вскрыть и выявить лучшие душевные качества и свойства воспитанника.

Царскосельский лицей, Пушкин, юбилей, музей, история

Лицей воспитывал учеников в духе высокого патриотизма, любви к России. Семья воспитанников Лицея была интернациональной. Не только новизна непривычной обстановки, по-своему роскошной и отличной от обстановки других закрытых учебных заведений, но и ощущение значимости их бытия, ставившего перед мальчиками, как перед взрослыми, задачи выработки в себе критического мышления, действенного, творческого отношения к жизни, определяли их настроения.

Как известно, Лицей был первым учебным заведением в России, запретившим телесные наказания. Сурово пресекались любые поползновения унизить, оскорбить учащихся. Для широко образованных и воспитанных на идеях Руссо директоров Лицея В.Ф. Малиновского и Е.А. Энгельгарда были чужды авторитаризм и формализм. Педагоги, в первую очередь директора, часто встречались с учениками в свободное от занятий время в неформальной обстановка, беседовали с ними на животрепещущие темы, обсуждали вопросы добра и зла, подлинных и мнимых ценностей, дружбы и предательства, читали свои стихи, говорили о литературе. В Лицее стремились глубоко и всесторонне познать воспитанников.

Нельзя не оценить и той важной роли, какую сыграла в развитии эстетических вкусов лицеистов неповторимая красота царскосельских дворцов и парков. Она будила любовь к природе, к искусству, вызывала чувство восхищения перед великими творцами прекрасного. Царское Село, городок, окружённый зеленью лугов и бесконечными парками, выделялся как редкостная жемчужина среди всех пригородов Петербурга.  Сочетание сельского покоя и идиллической тишины с расточительной роскошью и праздничностью парков Царского Села, наполненных романтикой воинской доблести и славы русского оружия, чарующие духом античной поэзии, дышащие живописной красотой, тихой и задумчивой, способствовали становлению мировоззренческих основ культуры воспитанников Лицея.

В Лицее была создана обстановка, способствовавшая  развитию поэтических и художественных наклонностей. Этому содействовало всё: прекрасные дворцы, парки, которые дышали поэзией античного мира, и триумфальные памятники, запечатлевшие отечественную героику. В свободное от занятий время воспитанники более всего литераторствовали – издавали рукописные журналы. Все вместе сочиняли «национальные песни», где в шутливых, иногда и злых куплетах высмеивали свои недостатки и слабости своих наставников. Рукописные журналы носили названия: «Вестник», «Неопытное перо», «Юные пловцы», «Лицейская Антология». Воспитанники, обладавшие красивым почерком, переписывали сочинённое товарищами.

Вся обстановка в Лицее и вне его стен, общение с талантливыми творческими людьми, с передовой мыслящей военной молодёжью – всё это способствовало быстрому созреванию умов.

Царскосельский лицей, памятник Пушкину, юбилей, музей, история

Особенностью и своеобразием лицейской жизни были практические занятия ботаникой – как одного из элементов воспитания молодого дворянина прошлого века. Императрица Екатерина, которая с рождения своих внуков занималась их воспитанием, малолетних Великих князей Александра и Константина, писала в одном из писем: «…особое внимание физическим упражнениям, развитию ловкости, проворства, мускульной силы: копали землю в саду, сеяли горох, сажали капусту, пахали сохой, боронили, ловили сетью рыбу…» Уже в пятилетнем возрасте будущий император Александр I с увлечением работал в своем садке и возил на грядки землю в тачке. Работой в саду увлекалась и мать Великих князей – Мария Федоровна. Унаследовав от великой Екатерины любовь к садоводству, позднее «император Александр I доведёт оранжереи и парки Царского Села до необыкновенной степени совершенства», – писал историк этого пригорода С.Н. Вильчковский.

Следуя традиции такого воспитания, мечтал о выделении «садово-огородного места для воспитанников Лицея первый директор этого учебного заведения В.Ф. Малиновский. Для этого он просил разрешить использовать Белозерку, дачу своего тестя – священника А.А. Самборского, которая находилась между Царским Селом и Павловском. Самборский А.А. был не только настоятелем Софийского собора в Царском Селе, но и учителем Великих князей Александра и Константина Павловичей. Много лет он проживал в Англии, где изучал особенности английского сельского хозяйства, был основателем первой земледельческой школы в Царском Селе.

Малиновскому не удалось получить от министра просвещения А.К. Разумовского согласие на это предложение и долгие годы местом прогулок, занятий гимнастикой, плаваньем для воспитанников оставались дворцовые парки.

С каждым годом необходимость собственного сада для воспитанников Лицея становилась все актуальнее. Решением этого вопроса пришлось заниматься второму директору Лицея Е.А. Энгельгардту. Он обратился к министру просвещения с просьбой «…исходатайствовать для Лицея особого места, где бы воспитанники, в приличной возрасту их свободе, бегали, прыгали и садовничали. Тогда как теперь они должны чинно, сложа руки, прохаживаться по аллеям, и остерегаться, чтобы не нарушить порядка громким словом, прыжком, одним словом, не быть детьми…».

В то время, когда Пушкин еще учился в Лицее, было решено «… с целью доставить воспитанникам большую свободу в физических упражнениях, и иметь возможность устраивать бараки для самих занятий их летом на свежем воздухе, признано было необходимым отвести особое для того место, на которое и назначено было пространство между главным флигелем и церковью…».

Таким образом, выбор пал не небольшой участок, прилегающий к Знаменской церкви, расположенный за зданием Лицея. Некогда там находилась берёзовая роща, но постепенно участок зарос плодовыми деревьями, черёмухой, сиренью.

По предложению директора Лицея, Е.А. Энгельгардта на территории сада, в специально отведенном месте, были выделены «собственные садики», которые принадлежали каждому курсу. Старшие воспитанники имели по несколько таких индивидуальных садиков – их называли «особняками». Опытный педагог, в прошлом, директор Петербургского Педагогического института, Энгельгардт считал, что занятия в садиках привязывали к природе, «смягчали сердца» воспитанников.

Пушкинский курс только стоял у истоков создания лицейского сада и ботанических садиков воспитанников, но последующие лицеисты в полной мере насладились работой на этих маленьких делянках, благоустраивая их по собственному вкусу.

Планировка лицейского сада была сделана таким образом, что удалось сохранить и пышные кусты сирени, и широковетвистые старые деревья, которые оттеняли его по краям.

Лицейские наставники стремились привить своим воспитанникам не только любовь к природе, но и интерес к науке. Например, один из садиков был специально ботаническим, его устроили по системе Линнея; во время прогулок по окрестностям Царского Села, Павловска, Баболово, посещая чухонские хутора, которые в большом количестве были разбросаны по окрестностям, они находили интересные сорта деревьев, кустарников, помещали их в специальные рассадники, школки, а затем пересаживали в свои садики.

Из овощных культур предпочтение отдавалось тем культурам, которые рекомендовали многочисленные экономические журналы, поступающие в лицейскую библиотеку: капуста, горох, морковь, огурцы, лук, чеснок, свекла, щавель. По соседству с овощными культурами сажали пряные лекарственные растения: мята, любисток, сельдерей, петрушка, лекарственная ромашка, фиалка. Эта традиция пришла в Россию из Голландии в начале XVIII века. В ассортименте цветочных клумб, предпочтение отдавалось луковичным культурам: гиацинтам, тюльпанам, левкоям, нарциссам, большому разнообразию видов и сортов гвоздик.

В одном из уголков Лицейского сада, под тенью старинных лип, которые позволяли прятаться от солнца и дождя, была построена деревянная беседка в форме «Грибка». Обычно там находились гувернеры старшего и младшего курсов. Между беседкой и длинным 4-х этажным зданием Лицея была расположена широкая и во всю длину дома площадка, усыпанная песком, на которой воспитанники могли играть в лапту, чехарду, заниматься физкультурой.

Лицейский сад имел и еще одно значение в жизни воспитанников Лицея. Это было место, где лицеист мог остаться один, наедине со своими мыслями и переживаниями. Лицейский сад и садоводство помогали адаптироваться в пестрой толпе соучеников. Ведь, несмотря на четко обозначенный возраст и прямое дворянское происхождение, мальчики были совершенно разными по уровню подготовленности, опыту пребывания в закрытом учебном заведении; среди них были и иностранцы, плохо владеющие русским языком, а сад был объединяющим пунктом, где садоводство оставалось большим удовольствием.

Е.А. Энгельгард замечал в одном из писем: «…лицейский сад очень разросся, и отдельные в нём садики воспитанников один другого лучше…Будет ли это продолжаемо после или нет, я не знаю, но сомневаюсь…».

В силу сложившихся обстоятельств, Е.А. Энгельгардт оставил Лицей в марте 1823 года, но те традиции, у истоков которых он стоял, бережно сохранялись воспитанниками.

Создателям Лицея во многом удалось выполнить поставленную задачу: из этого учебного заведения выходили действительно яркие, самобытно и смело мыслившие люди. Иногда они мыслили настолько молодо и вольнодумно, что их идеи шли вразрез с политикой державы. Так, еще будучи лицеистами, И. Пущин, В. Кюхельбекер и В. Вольховский посещали в Царском Селе тайный политический кружок будущих декабристов А. Муравьева  и  И. Бурцева «Священная артель». Первые двое впоследствии стали декабристами и были осуждены. После декабрьского восстания в 1825 г. в Лицее был установлен более жесткий контроль за воспитанниками и преподавателями.

В 1817 году в Лицее состоялся первый выпуск, до которого дошли 29 воспитанников, которые принесли историческую славу Царскосельскому Лицею – поэты А.С. Пушкин, А.А. Дельвиг, декабристы В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, дипломат А.М. Горчаков, адмирал Ф.Ф. Матюшкин  и др.

Блестящее образование выпускников нашло свое применение в Министерстве просвещения, Министерстве финансов, Министерстве юстиции, в Гражданской канцелярии, в Коллегии иностранных дел, на военной службе и даже на флоте.

Долгое время о Царскосельском лицее упоминалось только в связи с именем А.С. Пушкина. Между тем Лицей просуществовал более 100 лет (1811–1918) и выпустил 72 курса.

В конце XIX века, в дни празднования столе­тия со дня рождения А. С. Пушкина на фасаде здания Лицея была установлена мраморная мемориальная доска со словами: «Здесь вос­питывался Александр Сергеевич Пушкин». Спустя несколько лет, в 1911 году, когда от­мечался столетний юбилей основания Лицея, была установлена вторая мраморная доска, на которой выбито: «В сем здании с 1811–1843 год находился Императорский Лицей».

Мысль о восстановлении памятных пушкин­ских мест, в том числе и здания Лицея, волно­вала многих деятелей русской культуры. В 1946 году начались работы по возрождению пушкинского Лицея и создания в нём музея. 10 июня 1949 года, состо­ялось открытие мемориального музея-Лицея, который остается одним из самых востребованных литературных музеев России.

Современное же возрождение лицеев берёт своё начало в конце XX века. Взяв за основу разностороннее полное образование в школах, особенное внимание уделяется развитию творческих способностей, воспитанию эстетического вкуса, возрождению национальной культуры, сохранению традиций прошлого, укреплению физического, духовного социального здоровья детей на основе культурологического образования.

Во многих учебных заведениях России празднуют день рождения Царскосельского лицея. Современные лицеи нашей страны отмечают эту дату как свой День Лицея. В честь этой замечательной даты в городах России появились такие праздники как «День лицеиста», «Пушкинский день», международный фестиваль искусств «Город муз», музыкально-литературные вечера, по традиции проводится международный фестиваль «Царскосельская осень» и др. Этот день считается общепризнанным праздником русской культуры.

 

Кафедра философии и культурологии

agropuls.spbgau@mail.ru